покойный Е. Головин считал Швейка типичным образом посвященного:
+Когда бравый солдат Швейк назвался идиотом, он попросту объявил себя посвященным, поскольку одна из лучших книг о посвящении есть "Liber de idiota" ("Книга простеца") Николая Кузанского. Кстати говоря, Густава Майринка и Ярослава Гашека связывает не только склонность "особым образом унижать офицерство" ("Швейк"), но и следующая важная тенденция: каждый из них остроумно, разнообразно, увлекательно повествует либо о пути к посвящению, либо о вхождении в ситуацию "инициатической смерти", либо о жизни "истинного человека". В своей уникальной книге Ярослав Гашек, в сущности, комментирует средневековую традицию вагантов, очень близкую к традиции некоторых суфийских орденов и некоторых дзэн-буддистских общин. Хитрый Ярослав Гашек "выдает" себя два раза: первый - когда описывает увлечение повара-оккультиста Юрайды сутрами Праджна Парамита ("Мудрость совершенства"), и второй - когда более чем серьезно рассуждает о пути посвящения, который он очень точно называет "анабазисом" - активным и парадоксальным "отступлением"+
+Когда бравый солдат Швейк назвался идиотом, он попросту объявил себя посвященным, поскольку одна из лучших книг о посвящении есть "Liber de idiota" ("Книга простеца") Николая Кузанского. Кстати говоря, Густава Майринка и Ярослава Гашека связывает не только склонность "особым образом унижать офицерство" ("Швейк"), но и следующая важная тенденция: каждый из них остроумно, разнообразно, увлекательно повествует либо о пути к посвящению, либо о вхождении в ситуацию "инициатической смерти", либо о жизни "истинного человека". В своей уникальной книге Ярослав Гашек, в сущности, комментирует средневековую традицию вагантов, очень близкую к традиции некоторых суфийских орденов и некоторых дзэн-буддистских общин. Хитрый Ярослав Гашек "выдает" себя два раза: первый - когда описывает увлечение повара-оккультиста Юрайды сутрами Праджна Парамита ("Мудрость совершенства"), и второй - когда более чем серьезно рассуждает о пути посвящения, который он очень точно называет "анабазисом" - активным и парадоксальным "отступлением"+
No comments:
Post a Comment