Wednesday, December 7, 2016

чисто с утра: нищета

Андрей Игнатьев

самое ужасное, конечно, что может случиться с мужчиной, это нищая старость, пусть даже сытая и под крышей, понимал бы я это в молодые годы, наверное, прожил бы совсем другую жизнь

размещая это замечание на фейсбуке, менее всего думал сказать что-нибудь оригинальное, пожаловаться на жизнь или ещё что-нибудь прикладное, тем более не собирался давать определение этой самой нищеты, которого от меня несколько раз потребовали в комментах, просто фейсбук всё время спрашивает, о чём я думаю, вот я и написал

тем не менее, лично я определил бы границу между зонами нищеты и благополучия именно как доход, который позволяет иметь крышу над головой и не голодать, т.е. обеспечивает воспроизводство «голой жизни», как сказал бы Дж.Агамбен, но сверх этого ничего, ни купить одежду, ни сходить к врачу, ни, тем более, инвестировать в какую-нибудь долгосрочную затею, понятно, что нищета, как и благополучие, могут быть разными, как вблизи, так и далеко от указанной границы

нищета в молодые годы ещё кое-как терпима, хотя, конечно, травмирует, оставляя на личности всякие малоприятные отпечатки, тем не менее, есть какое-то будущее, надежда на лучшее и перспектива его достичь, в старости же нищета безнадёжна, ничего уже не поправить, трудно даже терпеливо сносить, как при болях на терминальной стадии рака

читая же комменты к этому своему мемуару о нищете, вспомнил, как А.И.Солженицын выступал по испанскому телевидению: когда его спросили, что он думает о диктатуре Франко, тот ответил «Разве у вас диктатура?! Это у нас диктатура!»

No comments:

Post a Comment